iowrus

Category:

Оскар 2019: отзывы на номинантов в категории «Лучший фильм»

Сегодня состоится церемония награждения лауреатов премии Оскар. Об итогах я напишу позже, через день-другой, а этот пост посвящён номинантам в категории «Лучший фильм».  

Чёрная Пантера / Black Panther (2018) Райан Куглер - 5. Ваканда — африканское технологически продвинутое государство, скрывающее ото всех свою мощь. В недрах этой маленькой, но гордой страны не газ, нефть или алмазы, а некий уникальный метал, вибраниум. И есть в этой идее что-то расистское: получается, без технологий, упавших на Африку из космоса, негры ни на что не способны. Даже как-то обидно, нет? При этом, следует подчеркнуть, вакандцы живут изолировано и засекречено, хотя могли бы подтянуть до своего уровня других чёрных, а по-хорошему и весь остальной мир. Ближе к сюжету: страной управлял старик на протяжении 30 лет, что явно больше двух сроков подряд, а после его убийства место верховного правителя занял - кто бы вы думали? - родной сын «диктатора». Он продолжает невнятную политику отца ровно до тех пор, пока одна из фракций не выдвигает альтернативного кандидата. Вместо выборов негры, согласно древней и дикой традиции, устраивают драку. Победителю — трон. Как драчун будет страной управлять — дело десятое, с этим, как известно, и кухарка справится.  Есть у этого метода жирный плюс — результаты подтасовать не получится, поединок со спортивной точки зрения проводится честно. Так безответственный и глупый народец допускает к власти радикала, идеи которого базируются на жажде личного и этнического возмездия. В этом, конечно, есть своя фишка: ясно же, что главный враг чёрных - это не белые колонизаторы, а они сами. Братья по крови рубят друг друга почём зря, могли бы за последние сотни лет освоить дипломатию, но такой навык на них с неба не падал. Да, и невольно задаёшься вопросом: отчего так поздно оппозиция проснулась, где была Ваканда, когда в эпоху великих географических открытий африканцев делали рабами? Может, сами черномазыми приторговывали? Очень показателен эпизод, в котором агент ЦРУ пытается донести до одного из вакандских вождей очевидную мысль, но тот вместе с приспешниками начинает на него лаять. Буквально! Гав, гав, гав! Решительно невозможно понять, почему этот расистский прожект настолько приглянулся афроамериканцам. Он ведь выставляет их не в лучшем свете. Ладно, отбросим в сторону этот вопрос, есть в фильме и что-то хорошее. «Чёрная Пантера» максимально обособлена и практически никак не связана со вселенной Marvel, поэтому не вызывает ощущение очередной серии в середине сезона. На этом, наверное, всё. Скажите, как так произошло, что эффектнее других оказался белый злодей, а вот большинство черных персонажей, несмотря на то, что роли получила команда очень приличных актёров, вышли убогими, плоскими и скучными? Особенно отвратительны, конечно, лишённый всякой индивидуальности главный герой и списанный с него антогонист. Они, простите за каламбур, серые. Кроме того, если вырезать все сцены с участием возлюбленной молодого царька, то фильм ничего не потеряет, этой женщины будто и нет. Парочка добротных погонь и драк будто случайно оказались сохранены на этапе монтажа, а вот избыточно пафосных диалогов тут как чёрных в НБА. Ну, и нельзя обойтись без традиционной критики больших проектов: очень крива сшита вся история и мотивация взаимодействия возвращенца с харизматичным контрабандистом. Зачем всё это происходит, как двигает сюжет? Я не говорю о творческой составляющей, просто элементарно причесать скрипт можно было бы. «Чёрная Пантера» - фильм не плохой, но для русскоязычного зрителя рискует затеряться в череде похожих на друг друга блокбастеров.  

Чёрный клановец / BlacKkKlansman (2018) Спайк Ли - 5. Если кто-то этого не знал, то в Америке совсем недавно чёрные были официально людьми второго сорта. И в эти непростые времена в полицию устраивается работать негр. Первый негр-полицейский в городе. Ачивка есть, но ему этого мало, парень решает внедриться в ККК! Он успешно проходит собеседование по телефону, но на встречу, конечно, прийти не может, поэтому к делу подключают белого агента. Вернее еврея. Задумка забавная, но к этому фильму можно относится как к обычному детективу. И он в качественном отношении мало чем отличается от безликих поделок о копах, работающих под прикрытием. Надо, однако, быть честным перед потенциальным зрителем: «Черный клановец» - не совсем детектив, а трендовое кино, снятое в Америке специально для цветных и либералов. Типичный продукт для внутреннего потребления. При этом социальной сатирой новую вещь Спайка Ли назвать не получается. Что в 2018 году может быть безопаснее, чем фильм о хорошем сообразительном негре, который противостоит Клану? Нет, ну, серьёзно. Где острота, где актуальность? Интересна в этом отношении вторая линия, посвящённая чёрному радикальному движение, да, совершенно леваческому, интеллектуальному, но радикальному. И это альтернатива? Братья по крови главного героя, славного малого, остаются глухи перед голосом разума. Почему? Что с ними не так? Эти люди под маской требования равных прав сегодня протаскивают антигуманные и абсурдные идеи, подлинная цель которых - рокировка угнетенных и угнетателей. Вместо того, чтобы идею плётки помножить на нуль, все обсуждают только то, кому эту плеть передать. Кому она нужнее, чёрным или всё-таки гомосексуалистам? Старый-добрый реваншизм во всей его красе. Спайк Ли хотел бы быть Гриффитом, но таланта ему решительно не хватает. А способность к изобретательной сатире он с годами растерял. Достаточно привести в пример позорно прямолинейный перекрестный монтаж: хороший старый негр рассказывает о преступлениях белых, а параллельно члены ККК проходят диковатый обряд посвящения. И да, несмотря на то, что в Организации сплошь моральные уроды, а на собраниях интеллигентные черные лица, они ужасно похожи. «Рождение нации» великое кино отнюдь не из-за расистского сюжета и какого-то социального подтекста. Оно и технически, и творчески послужило доказательством того, что вокруг странного и маргинального развлечения может зародиться новая огромная индустрия. Вот в чём сила. В «BlacKkKlansman» можно поставить под сомнение всё: не получается у старины Спайка удивить ни уровнем владения ремеслом, ни этической глубиной. Одного только потакания сомнительным общественным вкусам и модным темам маловато. Господи, он не постыдился даже Трампа сюда засунуть! С одной стороны - невзрачное кино, именно что невзрачное, а не плохое, с другой - невнятный месседж.

Богемская рапсодия / Bohemian Rhapsody (2018) Брайан Сингер - 5. До Вагнера оперы часто состояли из ряда песенных номеров, которые худо–бедно сшивались условным сюжетом. «Богемская рапсодия» возвращает нас в эти славные (?) времена: дюжина хитов Queen прерываются на невзрачные диалоги, которые особо-то не нужны, и если их проматывать, то фильм от этого ничего не потеряет. Справедливо выделяют исполнителя главной роли, Рами Малека, но он весьма органичен на сцене, открывая рот под песни, так что мог бы взять Оскар без болтовни и надуманной мелодрамы. Естественно все мы знаем историю Фредди: он не просто безусловный талант, но и самая знаменитая жертва СПИДа. Ещё и гомосексуалист, да. В сценарии, однако, все биографические элементы прописаны смазанными штрихами. Важна только музыка. Предсказуемая кульминация - знаменитое выступление на Live Aid. Помимо этого примечательна реконструкция клипов и живых выступлений. Фильм по большому счёту - дорогой фан арт, ведь в кинематографическом отношении байопик получился невыразительным и прямолинейным. Творческой мысли в нём нет. Однако, это не помешало рядовому, в принципе, мейнстриму собрать несуразно огромную кассу. Велика народная любовь к поп-музыке! Попробуйте что-нибудь в той же унылой голливудской манере снять о Скрябине - получится значительно интереснее, но никто смотреть не будет. То ли парадокс, то ли диагноз.  

Фаворитка / The Favourite (2018) Йоргос Лантимос — 7. Самый большой сюрприз наградного сезона — попадание в число фаворитов «Фаворитки». Лантимос начинал как авангардист и всего за несколько лет выбился в число фестивальных любимчиков. Несмотря на то, что грек начал снимать голливудских звёзд, он не утратил способности удивлять, раздвигая рамки обыденного. «Фаворитка», безусловно, самая мейнстримная его работа, во многом благодаря чужому сценарию. История тут линейная, понятная, без двойного дна: при стареющей больной королеве всегда рядом находится достаточно жёсткая женщина, которая фактически управляет государством и при этом ублажает свою покровительницу в постели, но её постепенно начинает замещать новая фаворитка, молодая и ужасно ушлая. Разумеется, Лантимос никогда бы не снизошёл до банальной костюмной драмы: во-первых, тут и не пахнет унылой чопорностью, сюжет очень динамичен, в ярких диалогах много хорошего чёрного юмора, во-вторых, реальность иногда даёт трещину и в кино проникает эстетика XXI века. В пример можно привести сногсшибательный эпизод танцев: тут старые костюмы и бальный зал соседствуют с элементами contemporary dance. Ещё достаточно хитро устроены музыкальные вставки: есть некая логика в том, когда барочные красоты уступают порой место органной музыки Мессиана, обратите на это внимание. Тут есть чем полакомиться даже самому притязательному эстету! Ну, и нельзя об этом не сказать: именно в «Фаворитке» лучшая роль в карьере досталась Эмме Стоун, хотя подлинная королева бала, конечно, Оливия Колман. Кроме того, у Лантимоса наконец-то безоговорочно удался финал: очень необычный сам по себе, благодаря операторской находке он получился каким-то космическим и сияющим. Иными словами, в этот раз Оскар не обошёлся без номинации по-настоящему хорошего фильма, хотя наверняка Лантимос уступит какой-нибудь актуальной чепухе.  

Зелёная книга / Green Book (2018) Питер Фаррелли - 6. Как сделать старомодное бадди муви актуальным? Возьмите грубого толстого итальяшку и чопорного эстета негра, а потом закиньте их на юг Штатов в тот самый отрезок времени, когда рабства уже не было, но к чёрным всё ещё относились как к унтерменшам. Первый возит второго на машине, чтобы тот развлекал белую публику игрой на фортепиано. Не только возит, конечно, но и охраняет, решает, так сказать, вопросы. Попутно, разумеется, совершенно несовместимые люди сближаются. Громила и простак Тони, конечно, сам куда более чёрный, чем Док. Этот и рок-н-ролл толком никогда не слышал, весь из себя элитарный, но при этом нельзя сказать, что он близок с другими интеллигентами. Пианист везде чужак, и потому он одинок. Его высокомерная манера общения, уходящая иногда в невыносимую снисходительность, не только проявление характера, но и защитный барьер. Ну, Тони - другое дело, он со всеми общий язык найдёт, хотя вот конкретно негров недолюбливает. Однако, с новым опытом приходят и новые убеждениям: Тони учит чёрного есть курицу, Док отвечает тем, что помогает итальяшке писать красивые романтичные письма жене, дистанция между ними резко сокращается в том числе и потому, что грубоватый водитель становится свидетелем всех тех несправедливостей, с которыми сталкивается очевидно талантливый человек из одного лишь цвета кожи. Зеленая книга хороша тем, что она не пересолена, тут всё в меру: иногда смешно, порой трогательно, всё на поверхности, но на грубую пропаганду не похоже, а ещё каст хороший. Это очень ровный и вместе с тем ничем не выдающийся фильм. Конечно, нужно быть до конца честным: место ему в ночном эфире кабельного ТВ или на дедушкиной полке с запылившимися видеокассетами. Совершенно не хочется ругать авторов, но ради бога не давайте «Зеленой книге» Оскар! Это маленькое кино без претензий и каких бы то ни было изысков.  

Рома / Roma (2018) Альфонсо Куарон — 7. Лидер фестивального сезона (от автора таких разных фильмов как «Гравитация», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Дитя человеческое») в жанровом отношении обитает где-то в районе ретро-драмы о жизни ничем не примечательных мексиканцев. Везде какой-то бардак, дети бегают туда-сюда, развешено мокрое бельё, шумные застолья в кругу семьи и всё это рождается и живёт на плёнке благодаря авторской любви к деталям, мотивированной острыми ностальгическими чувствами. Даже мытьё полов у Куарона выглядит как инсталляция из музея современного искусства. «Рома» фактически посвящена няньке режиссёра, экранная версия которой - простушка из палаты мер и весов. Смешение приземлённости, символичности и образности создаёт какой-то магический эффект, который, однако, требует работы над собой: весь верхний слой легко считывается, а вот исторический контекст, продирающийся к европейцу через неочевидные намёки, в полной мере раскрывается далеко не сразу, красота же отдельных мизансцен имеет все шансы ускользнуть от невнимательного зрителя. Движение сюжета, если о нём вообще правомерно говорить, неспешно и постоянно застывает в развитии, но каждый раз, когда Рома успевает наскучить, автор проворачивает очередной лихой трюк: вот голый мужик машет палкой, вот землетрясение, здесь пожар, а там по людям стреляют. Однако, это уныние приходится именно что преодолевать. Может, это вопрос субъективный, но лично во мне герои и происходящие с ними беды не находят никакого эмоционального отклика. Кроме того, нельзя режиссуру назвать безусловной удачей, фильм очень неровный. Почему же «Рома» набрала к наградному сезону такие обороты? Может, дело в том, что голливудские режиссеры редко после больших проектов возвращаются в авторское кино, причем вызывающе автобиографическое. Может, тема женщины, живущей в мире мужчин, слишком актуальна. Последующую судьбу фильма угадать сложно. Если через несколько лет его забудут - это вполне закономерный исход, но сегодня критики вознесли Куарона с его Клео на пьедестал, с этим фактом приходится мириться.

Звезда родилась / A Star Is Born (2018) Брэдли Купер - 4. «Звезда родилась» - типично американская история, которая неоднократно с разной степенью успеха находила воплощение на экране. В 2018 году за этот сюжет взялся Брэдли Купер (странный выбор для режиссерского дебюта), назначив себя на главную роль и подобрав в пару популярную певичку. Понятия не имею, насколько значительно скрипт отличается от предыдущих версий, но он ужасно банален: знаменитый и слегка потрепанный музыкант находит случайно в баре талантливую (по его мнению) девушку, которая сочиняет песенки. Девушка сама того не желая, легко охмуряет нового знакомого. Несколько настораживает тот факт, что в первую их встречу звездный бородач в стельку пьян, но так ли это важно, когда до американской мечты рукой подать? Понятно, что с такими связями бывшая официантка со скоростью ракеты врывается в индустрию, а вот её благодетель с каждым днём повышает свои шансы на то, чтобы закончить жизнь в канаве. Эта дешёвая мелодрама любопытна только тем, что обнажает разницу между актёром, играющим музыканта, и певицей, пытающейся сойти за актрису. Между Купером и Гагой разница порой комичная. Он всё силится дать диапазон, иногда получается недурно, она пытается хотя бы не слишком сильно налажать, но не всегда выходит. Удивительно, насколько эта девушка нехаризматична! Номинация на лучшую женскую роль? Это шутка такая? Да, и что ещё важно: в фильме заучит очень плохая музыка, думал намного лучше будет. Ладно, вру, не думал. Ну, и последнее предупреждение: тут таким толстым слоем намазаны сопли, что среднестатистическому мужчине будет слишком скользко.  

Vice / Власть (2018) Адам МакКей - 5. Если вам не слишком интересна современная американская история, то можно ограничиться трейлером. В нём вы увидите как очередной раз Кристиан Бэйл перевоплощается в кого-то совершенно на него непохожего. Теперь один из лучших актёров своего поколения выступит в роли Дика Чейни. Там же обнаружите потешного и глупого Буша. Ну, и заодно узнаете, что самые важные решения на государственном уровне далеко не всегда принимает президент. Кинематографические достоинства «Vice» не столь очевидны, не всем нужно на это тратить больше двух часов своей жизни. Хотя достойны упоминания титры в середине фильмы — это было остроумно! Однако, взглянуть на новую работу Адама МакКея можно и с другого ракурса. В «Игре на понижение» он точно так же очень схематично воплощал на экране тему, которая больше подходит для газетной статьи или спекулятивной документалки. Как оказалось, у подобного подхода есть свои поклонники, да и аудитория у игрового кино больше, хотя такого рода контент может заинтересовать исключительно зрелую аудиторию. «Власть» (именно так российские прокатчики адаптировали остроумное оригинальное название) остаётся более-менее традиционным байопиком, то есть успешно заменяет статью из Википедии, авторы не пытаются состряпать увлекательную историю, а только лишь перечисляют ряд фактов (и, возможно, домыслов), выстраивая из них образ то ли героя, то ли антигероя. МакКей говорит о том, что злодеи — это не только  харизматичные безумцы, чаще в этой роли выступают малозаметные, но умные и влиятельные люди. Кино получилось не банальное и не детское, интеллектуально насыщенное. Продраться через тонкости американской политики российскому зрителю будет не так просто, многие наверняка заскучают, но хороший актёрский ансамбль (помимо Бэйла здесь играют Эми Адамс, Стив Карелл и Сэм Рокуэлл) — достойный повод для того, чтобы сходить в кинотеатр.  

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.