iowrus (iowrus) wrote,
iowrus
iowrus

Category:

Blue Swan 2017

Лучше поздно, чем никогда! Очередное виртуальное вручение Blue Swan состоялось около месяца назад, но с тех пор я мало времени уделял фильмам и всему, что с ними связано. Собравшись с силами, решил всё-таки написать небольшой обзор. Напоминаю, что Blue Swan — это тёплый ламповый аналог Оскара. Вместо сомнительных академиков - мои товарищи по тщательно засекреченному синефильскому сообществу A Band Apart, вместо политики — гимны во славу киноискусства. Всего в голосовании приняло участие 27 человек, то есть чуть меньше трёх десятков людей с разными вкусами составляли личные анкеты, и на их основе были выдвинуты номинанты. После этого осталось определить лучших из лучших. В guilty pleasure, анимации, русскоязычном фильме и молодых актёрах необходимо было выбрать по одному кандидату при условии, что участники сообщества ознакомлены со всеми работами из числа номинированных. В категориях с пятью номинантами допускалось не смотреть один из фильмов, а помимо победителя необходимо было обозначить раннера. Вторые места учитывались при равенстве первых. В главной категории присылался иерархичный список из пяти фильмов.

Guilty pleasure:

Взрывная блондинка (Atomic Blonde)
Меч короля Артура | King Arthur: Legend of the Sword
Чужой: Завет (Alien: Covenant)

Не попали в тройку «Драка в блоке 99» и «Счастливого дня смерти». Свой голос на первом этапе я отдал Ридли Скотту. «Прометей» дико раздражал своей глупостью, а вот неповторимым шармом новой части «Чужого» я проникся. Это действительно нетривиальное сочетание библейской притчи и трэш-боевика. В финальном голосовании эту категорию мне пришлось пропустить, так как по условиям нужно было посмотреть всех трёх претендентов, но сразу после ознакомления с трейлерами ваш покорный слуга успешно слился. Без меня победила «Взрывная блондинка» с приличным отрывом от преследователей. Аминь!

Лучший анимационный фильм:

Добытчица (The Breadwinner)
Ван Гог. С любовью, Винсент (Loving Vincent)
Тайна Коко (Coco)

Интересное получается начало, ведь и анимацию в этом году я проигнорировал. При одной мысли, что придётся тратить время на три-четыре плохих мультфильма, становится дурно. Никогда не чувствовал себя таким старым. По трейлерам явным аутсайдером казалась «Тайна Коко» - очень заурядное во всех отношениях мульти-пульти. «Loving Vincent» выглядит круто, стилизация изображения под картины художника впечатляет. О победе «Добытчицы» пока ничего сказать не могу, но вполне допускаю, что восполню этот пробел.

Лучший русскоязычный фильм:

Нелюбовь | Андрей Звягинцев

Аритмия | Борис Хлебников
Теснота | Кантемир Балагов

Обязан упомянуть ещё одного кандидата. Фильм с длинным и придурковатым названием «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» близко подобрался к тройке номинантов. Есть мнение, что для отечественного кино год получился удачным. Судить не берусь, но рад победе Звягинцева. Андрей Петрович на текущий момент является олицетворением современного русского киноискусства. Факт простой и очевидный. Смиритесь, хейтеры!

Лучшее музыкальное оформление (оригинальный скор):

Хорошее время | Good Time

Призрачная нить | Phantom Thread
Тебя никогда здесь не было | You Were Never Really Here
Дюнкерк | Dunkirk
История призрака | A Ghost Story

Никогда не любил эту номинацию, так как она не имеет прямого отношения к кино. Вот если говорить о звуке вообще или хотя бы музыке в фильме — это уже другое дело. По-моему, я об этом постоянно пишу, да? Однако, в этом году кандидаты подобраны были достойные, я даже кое-что послушал. «Дюнкерк» заменил бы на «Очень тёмные времена», а так пятёрка приличная. Особенно порадовал Гринвуд, умудрившийся попасть сюда сразу двумя скорами, к «Phantom Thread» и «You Were Never Really Here».

Лучшие спецэффекты:

Бегущий по лезвию 2049 | Blade Runner 2049

Дюнкерк | Dunkirk
Звездные войны: Последний джедай | Star Wars: The Last Jedi
Стражи Галактики. Часть 2. | Guardians of the Galaxy Vol.2
Тор: Рагнарёк | Thor: Ragnarok

Номинация в стиле «самый раскрученный блокбастер». Давайте уже признаем, что специальные эффекты в поп-корн муви почти всегда лишены подлинной творческой оригинальности. «Бегущий по лезвию 2049» немного выбивается из этого ряда. Возможно, на людей производит впечатление то, как специальные эффекты вплетены в общую визуальную концепцию, в стиль. Сам я отказался от голосования.

Лучшие костюмы:

Призрачная нить | Phantom Thread

Красавица и чудовище | Beauty and the Beast
Роковое искушение | The Beguiled
Бегущий по лезвию 2049 | Blade Runner 2049
Тор: Рагнарёк | Thor: Ragnarok

Чуть-чуть не повезло «Wonderstruck», который тоже мог бы оказаться в пятёрке, но вряд ли он составил бы хоть какую-то конкуренцию «Призрачной нити». Камон, это же фильм про чудаковатого кутюрье! Тут костюмам отведено почётное место, вот в чём дело. Эй, а кто там голосовал за «Тора», поднимите руки?

Лучшая работа художника-постановщика:

Бегущий по лезвию 2049 | Blade Runner 2049

Форма воды | The Shape of Water
Призрачная нить | Phantom Thread
мама! | mother!
Дюнкерк | Dunkirk

На сей раз пятёрка вышла логичная. Ремейк культового киберпанка выглядит не хуже оригинала. В «Форме воды» работа художника — это единственное, что лично я готов хоть как-то выделить. Режиссура плохая, сценарий глупый, а выглядит фильм очень даже неплохо. Про ПТА и говорить нечего, у человека безупречный вкус. В «маме!» меня впечатлил концепт. Тут была проделана какая-то безумно тонкая работа по стиранию граней между реализмом и сюрреализмом через преображение пространства. Это мой личный фаворит.

Лучший независимый дебют:

Колумбус | Columbus | Когонада

Прочь | Get Out | Джордан Пил
Божья страна | God's Own Country | Френсис Ли
Теснота | Кантемир Балагов
В этом мире я больше не чувствую себя как дома | I Don't Feel at Home in This World Anymore | Майкон Блэр

Из моих любимчиков пролетел мимо номинации «Super Dark Times», но победитель действительно хорош. Редко кто снимает свой первый фильм, ненавязчиво демонстрируя мощный арсенал владения языком кино. Тот же Балагов выпендривается как настоящий студент (он ещё слишком молод), а Когонада выглядит зрелым мастером. Отмечу, что пятёрка получилась разношёрстная. Тут и хоррор имеется («Прочь»), и сугубо фестивальная гей-драма («Божья страна»), и уморительная комедия («В этом мире я больше не чувствую себя как дома»). Так что ждём от дебютантов новых свершений.

Лучший молодой актер:

Тимоти Шаламэ (Зови меня своим именем)

Барри Кеоган (Убийство священного оленя)
Финн Уайтхед (Дюнкерк)

Хочу отметить абсолютно убойный перформанс Шаламэ! Хотя бы ради этого нужно посмотреть «Зови меня своим именем». Кеоган тоже хорош, он получает от меня отдельный приз за самую инфернальую роль года. На самом деле, в этом году конкурентов у ребят не было, Уайтхед — случайный прохожий, но сразу две очевидных актёрских удачи в подобной сомнительной номинации — это прекрасно.

Лучшая молодая актриса:

Дарья Жовнер (Теснота)

Хэйли Лу Ричардсон (Колумбус)
Рэффи Кэссиди (Убийство священного оленя)

Ситуация с этой номинацией сложилась немного странная. Участники сообщества умудрились выделить несколько малозаметных ролей, которые отсеялись только благодаря ещё одному этапу голосования. Однако, победительницу определить не удалось! Жовнер и Ричардсон набрали одинаковое число голосов, а потому поделили высшую ступень пьедестала. Мои симпатии однозначно на стороне девочки из «Колумбуса». Надеюсь, увижу её вновь в других приличных фильмах.

Лучшая актриса второго плана:

Лесли Мэнвилл (Призрачная нить)

Николь Кидман (Убийство священного оленя)
Эллисон Дженни (Тоня против всех)
Брия Винайте (Проект Флорида)
Мишель Пфайффер (мама!)

Честно говоря, мне тяжело оценить, насколько хороша у ПТА Мэнвилл. Мне очень нравится созданный образ, но так ли велика заслуга актрисы? Самому мне симпатична Кидман. Прошлый год для неё выдался очень хорошим: Николь ещё снялась в «Роковом искушении» и «Большой маленькой лжи». И везде была прекрасна, да. Настоящий камбэк! У Эллисон Дженни был очень яркий прототип, наверняка массовый зритель именно ей отдаст предпочтение. Напомню, что за роль злобной дамочки актриса получила Оскар. «Тоня против всех» вообще интересна своими актёрскими работами. Мишель Пфайффер хороша, её харизма бьёт по зрителю в нужные моменты дискомфортом. А вот Брия Винайте сюда попала случайно, как мне кажется. Не думаю, что она когда-нибудь станет настоящей актрисой.

Лучший актер второго плана:

Сэм Рокуэлл (Три билборда на границе Эббинга, Миссури)

Барри Кеоган (Убийство священного оленя)
Уиллем Дэфо (Проект Флорида)
Бен Сэфди (Хорошее время)
Арми Хаммер (Зови меня своим именем)

Рокуэлл и Кеоган, на мой взгляд, явно выделяются в финальной пятёрке. Для Рокуэлла, похоже, это была лучшая роль в карьере. Кеоган тоже совершенно неожиданно выстрелил. Отмечу, что по итогам голосования ко второму месту близко подобрался Дэфо. Да, в фильме он кажется классным дядькой, но я не считаю, что этого достаточно. Нужно ещё и играть.

Лучшая актриса:

Фрэнсис МакДорманд (Три билборда на границе Эббинга, Миссури)

Дженнифер Лоуренс (мама!)
Викки Крипс (Призрачная нить)
Салли Хокинс (Форма воды)
Александра Борбей (О теле и душе)

Для начала скажу, что Марго Робби чуть-чуть не хватило для попадания в пятёрку, она вылетела на предварительном этапе. Салли Хокинс — «странная женщина» курильщика, а Борбей — «странная женщина» здорового человека. При этом обе, конечно, не играют, они здесь типажи. Почему везде пытаются протащить Викки Крипс я не понимаю. Совершенно ничем не выделяющаяся роль. А вот Лоуренс не так часто бывает по-настоящему хороша, но тут выдала отличный перформанс. Ну, и ни у кого не было сомнений на счёт победителя. «Три билборда...» - настоящее актёрское кино!

Лучший актёр:

Дэниэл Дэй-Льюис (Призрачная нить)

Хоакин Феникс (Тебя никогда здесь не было)
Роберт Паттисон (Хорошее время)
Колин Фаррелл (Убийство священного оленя)
Тимоти Шаламе (Зови меня своим именем)

Все мои личные фавориты прошли в пятёрку. «Лишний» - Колин Фаррелл, хотя надо отдать ему должное, роль-то неплохая. Что касается ДДЛ — это пример удивительный! Знаете, есть такие актёры, которые эксплуатируют какую-то фишку, некий образ, а Дэниэл Дэй-Льюис растворяется в своих персонажах. Он всегда разный и всегда убедительный. Очень жаль, если такой талант действительно уйдёт из кино. «Тебя никогда здесь не было» - кино монтажное, совершенно не про актёрскую игру, но для Феникса это была одна из лучших ролей в карьере. То же самое могу сказать про Паттинсона. Он молодец. Заработал денег на идиотской саге о вампирах, а потом пошёл сниматься в независимом кино. Для души, так сказать. Ну, и настоящее открытие года — Тимоти Шаламе! Последняя сцена «Зови меня своим именем» производит огромное впечатление, пересматривал её уже раз десять. Очень хочется увидеть парня в каком-нибудь другом серьёзном кино. Да, мужская пятёрка, конечно, получилась гораздо сильнее женской. Так-то, слабый пол!

Лучший актерский ансамбль:

Три биллборда на границе Эббинга, Миссури (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri)

Смерть Сталина (The Death of Stalin)
Убийство священного оленя (The Killing of a Sacred Deer)
Хэппи-энд (Happy End)
Убийство священного оленя (The Killing of a Sacred Deer)
Аритмия

Ок, здесь сложно налажать. Слишком уж крутые роли были в «Трёх биллбордах...» Сюрприз заключается в том, что на второе место пробилась комедия «Смерть Сталина». Вы могли слышать про нелепый запрет показа фильма в России, а, может, даже успели его посмотреть и поделиться впечатлениями с друзьями в телеграме, но это явно не хит. Не уверен, что кино Ианнуччи заслуживает серебра, хотя ансамбль там действительно приличный. Сам бы я выделил ещё «Убийство священного оленя». Это редкий пример того, когда актёры выполняют нетривиальную задачу, поставленную режиссёром. Я уже как-то писал об этом: «Абсурдизм Лантимоса в этот раз — поведенческий концепт. Все герои — схемы, а не живые люди, они даже не играют роль типажей, их нельзя описать словами «ребёнок», «трудный подросток», «успешный кардиохирург», скорее это некие бесполые абстракции. Так вот эти угловатые инопланетяне, выражающие свои мысли так, будто зачитывают вслух умную книгу, помещены в декорации арт-триллера в духе «Врага» Вильнёва». В фильме Ханеке отличный актёрский состав, но так ли они интересно играют? Даже не знаю.

Лучший монтаж:

Тебя никогда здесь не было (You Were Never Really Here)

Дюнкерк (Dunkirk)
мама! (mother!)
Малыш на драйве (Baby Driver)
Хорошее время (Good Time)

Если вы интересуетесь кинематографом, то «Тебя никогда здесь не было» посмотреть обязаны. Этот фильм наглядно показывает, чем именно язык кино отличается от языка литературы и театра. Вся суть передана через монтажное переплетение образов. Я не скажу ничего о «Малыше на драйве», но остальные кандидаты тоже достойны упоминания. Мой личный раннер - «мама!», но об этом вы, наверное, и так догадались.

Лучший оператор:

Роджер Дикинс (Бегущий по лезвию 2049)

Хойте ван Хойтема (Дюнкерк)
Алексис Сабэ (Проект Флорида)
Тимиос Бакатакис (Убийство священного оленя)
Сэйомху Мукдипром (Зови меня своим именем)

Лично мне, наверное, больше всего понравился Либатик (мама!), но в пятёрку он почему-то не попал. С Дикинсом история простая. У мужика уже накопилось 13 номинаций на Оскар, заранее многим было ясно, что свою статуэтку он наконец-то получит, но как показывает практика, многие из моих товарищей по достоинству оценили проделанную работу. Вряд ли кто-то будет давать блюсвон за выслугу лет, у нас так не принято. Да, и, конечно, в сравнении с оригиналом операторка просто на голову выше. Может, этот факт тоже сыграл определённую роль. Короче говоря, если вы до сих пор не смотрели нового «Бегущего по лезвию», то стоит это сделать в первую очередь из-за визуального ряда.

Лучший адаптированный сценарий:

Зови меня своим именем (Call Me by Your Name)

Большая игра (Molly's Game)
Смерть Сталина (The Death of Stalin)
Добытчица (The Breadwinner)
Роковое искушение (The Beguiled)

«Зови меня своим именем» уничтожил своих оппонентов. Не знаю, какой фильм ещё можно выбрать. Пусть сценарий и не гениальный, но конкуренция нулевая. Судя по всему, год вышел не слишком урожайным на хорошие сценарии. Ответственно заявляю — пятёрка слабая, но кем заменить кандидатов я не знаю. Остаётся только развести руками.

Лучший оригинальный сценарий:

Три билборда на границе Эббинга, Миссури (Three Billboard Outside Ebbing, Missouri)

Призрачная нить (Phantom Thread)
Убийство священного оленя (The Killing of a Sacred Deer)
Прочь (Get Out)
Нелюбовь

Я бы выделил ещё «О теле и душе». Очень остроумная штучка! Лантимос традиционно хорош, но Мартин МакДона показывает совершенно другой уровень владения ремеслом. Это и не удивительно, всё-таки он не просто сценарист, а успешный драматург. В «Призрачной нити», на мой взгляд, самое слабое место — это как раз сценарий. Фильм здорово сделан, но история от начала и до конца очень и очень на любителя. Конечно, сценарий — это не просто история, и далеко не столько о чём, сколько как. Однако, я бы предпочёл, чтобы с ПТА работал какой-нибудь профессионал. «Get Out» меня дико разочаровал именно своим сценарием. Такая перспективная вещь ко второй половине скатилась в откровенно второсортный ужастик, очень жаль. Мне нравится как выстроена «Нелюбовь» и финал там, кстати, душевный, так что тут могу смело рекомендовать, особенно если у вас нет аллергии на Звягинцева.

Лучший режиссер:

Пол Томас Андерсон (Призрачная нить)

Линн Рэмси (Тебя никогда здесь не было)
Йоргос Лантимос (Убийство священного оленя)
Андрей Звягинцев (Нелюбовь)
Лука Гуанданьино (Зови меня своим именем)

В упорной борьбе победил ПТА, но я был бы не меньше рад первенству Рэмси. Обе работы с точки зрения режиссуры (и не только!) достойны внимания. Лантимос показал на этот раз себя не просто отличным сценаристом, но и очень крепким постановщиком, хотя до моего дуэта любимчиков не дотянулся. Звягинцев в пятёрке? Ну, хорошо, почему бы и нет. У меня он чуть ниже, но Андрей Петрович снимать умеет, вне всяких сомнений. Вот Лука Гуанданьино, на мой взгляд, играет во второй лиге. Не знаю через какую щель он сюда проник. Да, фильм хорош, но там выделяются актёрские работы и сценарий. Думаю, что в пятёрке однозначно не хватает Аранофски, создавшего очень концептуальную сугубо авторскую вещь, тем более спорную. Можно по-разному относится к содержанию, но фильм поставлен здорово. Впрочем, это было предсказуемо. Лично я ещё выделил бы «Историю призрака» Лоури, достойная постановка.

Лучший фильм:

1) Призрачная нить | Phantom Thread | Пол Томас Андерсон
2) Убийство священного оленя | The Killing of a Sacred Deer | Йоргос Лантимос
3) Тебя никогда здесь не было | You Were Never Really Here | Линн Рэмси
4) Три билборда на границе Эббинга, Миссури | Three Billboards Outside Ebbing, Missouri | Мартин МакДона
5) Зови меня своим именем | Call Me by Your Name | Лука Гуаданьино
6) Проект Флорида | The Florida Project | Шон Бэйкер
7) Нелюбовь | Андрей Звягинцев
8) Аритмия | Борис Хлебников
9) История призрака | A Ghost Story | Дэвид Лоури
10) О теле и душе | Testről és Lélekről | Ильдико Эньеди

Мимо номинации пролетели «Бегущий по лезвию 2049», «Леди Бёрд» и «Ночью у моря одна». Из них мне только фильм корейца пришёлся по душе. К десятке оказались близко, но что-то пошло не так. Или, наоборот, всё очень даже так? По моему скромному мнению, если кто-то из упомянутой выше тройки вытеснил бы «О теле и душе» или «Историю призрака», то десятка вышла бы слабее. К сожалению, «мама!» тоже оказалась за пределами списка, и меня этот факт здорово опечалил. Ладно, не будем о плохом. В топе впервые в истории Blue Swan оказалось сразу два российских фильма! Немного жаль, что это произошло благодаря Хлебникову, но что тут поделаешь? По-моему, работы совершенно разного уровня, со Звягинцевым сравнивать просто нет смысла. «The Florida Project» хвалят критики по всему миру. Бэйкер попал во множество топов, но мне его кино не кажется универсальным. Наверняка он ближе и понятнее американцам из глубинки. «Зови меня своим именем» - лучшая история о любви 2017 года, но хочу напомнить тем, кто крестится, проезжая в маршрутке мимо церкви, что главные герои сей западной драмы — содомиты. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» при голосовании в моём блоге получил приз зрительских симпатий. В этом нет ничего удивительного. Очень достойный образец актёрско-сценарного кино. Ну, а в тройке уже чисто режиссёрские вещи. Заметим, однако, что ДДЛ взял премию за лучшую мужскую роль, а Мэнвилл стала лучшей актрисой второго плана. Хочу обратить внимание и на другую интересную деталь: из десяти номинаций «Убийства священного оленя» (больше, чем у любого другого фильма) ни одна не обернулась блюсвоном. Прости, Йоргос!

В целом, наш список оказался достаточно сильно похож на многие другие аналогичные топы, с поправкой на территориально-языковой состав сообщества. Наверное, единственное серьёзное отличие — это фильм Ильдико Эньеди, который не так часто упоминают западные критики и синефилы. Другой важный аспект нашей десятки — удалённость от чисто жанрового кино. «Тебя никогда здесь не было» - это крайм, но фильм фестивальный и замороченный, «Убийство священного оленя» специфичен для триллера, всё-таки Лантимос — абсурдист. Никто же не ожидал здесь увидеть «Тора», «Звёздные войны» и «Чудо-женщину»? Можно взглянуть на список и под другим углом: в десятке нет ни одного по-настоящему радикального фильма, только фестивальный мейнстрим и зрительское кино. Не знаю, почему так получилось. На текущий момент мне сложно сказать, что ещё из релизов 2017 года достойно внимания, что мы могли упустить, что из потенциально интересного не появилось в прокате к сроку голосования. Есть шанс, что по мере заполнения пробелов напишу ещё один большой пост о прошлогоднем кинематографе. Ну, а пока открываю виртуальную бутылку шампанского и ухожу праздновать победу вместе с Полом Томасом Андерсоном!
Tags: a band apart, blue swan 2017, rotten aparts, списки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments