Blue Swan 2016

Свои предварительные личные итоги киногода я подвёл в конце апреля, выложив анкету для Blue Swan, нашего маленького синефильского аналога Оскара. Эта виртуальная премия вручается с 2010 года участниками сообщества A Band Apart. На основе анкетирования 26 человек был составлен список номинантов, затем три недели участники досматривали кандидатов, а потом голосовали за лучших из лучших. В guilty pleasure, анимации, русскоязычном фильме и молодых актёрах необходимо было выбрать по одному кандидату при условии, что участники сообщества ознакомлены со всеми работами из числа номинированных. В категориях с пятью номинантами допускалось не смотреть один из фильмов, а помимо победителя необходимо было обозначить раннера. Вторые места учитывались при равенстве первых. В главной категории присылался иерархичный список из пяти фильмов.

Guilty pleasure:

Полный расколбас (Sausage Party)
Дэдпул (Deadpool)
Доктор Стрэндж (Doctor Strange)

Изначально в этой номинации я выдвигал Swiss Army Man, но когда отсмотрел номинантов, то отдал голос «Sausage Party». Эталонное гилти! Если Дэдпул - это такой чувак, который хочет казаться панком, но рекламирует пепси и в тайне ото всех носит дома галстук, то «Полный расколбас» - крайне нетолерантное и гаденькое кинцо, но при этом вполне себе остроумное. И впрямь как-то неловко от того, что мультипликационный фильм про сосиски с элементами кровавого боевика и порно хорошо мне зашёл. Да, и я понятия не имею, как сюда попал один из лучших фильмов Marvel. Пора бы уже перестать стесняться комиксов, ребята. 

Лучший анимационный фильм:

Красная черепаха (La tortue rouge)
Зверополис (Zootopia)
Кубо и две струны (Kubo and the Two Strings)

С хорошими анимационными фильмами в этом году очень туго. Никто в группе в них толком не разбирается, поэтому все смотрят только то, что на слуху. «Толерополис» и «Кубо» - это такие банальные детские мультики, за которыми вообще ничего не стоит, первый хорошо раскручен, второй же традиционно для студии Laika провалился в прокате, но особой разницы между ними нет. «В поисках Дори» и «Моана», к счастью, пролетели мимо номинации, иначе тройка состояла бы только из мертворождённых студийных клонов. А вот «Красная черепаха» - это артхаус без слов, нацеленный на взрослую аудиторию. Его премьера, кстати говоря, состоялась в Каннах. Иными словами, настоящим снобам было кого поддержать. Впрочем, сегодня свой голос я бы отдал за «Полный расколбас». Любопытно, кстати говоря, что один человек за этот провокационный трэш на первом этапе всё же проголосовал, а про оверхайпнутое аниме Макото Синкая «Твоё имя» вообще никто не вспомнил. 

Лучший русскоязычный фильм:

Ученик
Коллектор
Хороший мальчик

Иногда в русскоязычной номинации присутствует явный фаворит, но в этот раз мне даже и похвалить толком некого. «Хороший мальчик» - это явно неудачная попытка сделать мейнстримный фильм про школьника. Фильм без изнасилований, водки и мата? Сразу «нет». Модный театральный режиссёр Серебренников — небезынтересный провокатор, но он слабовато владеет языком кино. «Коллектор» - универсальная драма, ещё и дебют, но в фильме всё держится на одном актёре, а сценарий и режиссура оставляют желать лучшего. Я даже не могу пожаловаться на сообщников, что они не допустили до номинации какой-то малоизвестный хороший фильм. Ну, наверное «Рай» смотрелся бы в тройке лучше «Хорошего мальчика». Или если менять мейнстрим на мейнстрим, пусть слот достался бы «Дуэлянту». Однако, принципиально бы это раскладов не поменяло. Очень может быть, что в 2016 году в России не было снято ни одного хорошего фильма. И это печально. Победа «Ученика» - чистая формальность. 

Лучшее музыкальное оформление (оригинальный скор):

Ла-Ла Ленд (La La Land)
Джеки (Jackie)
Неоновый демон (The Neon Demon)
Лунный свет (Moonlight)
Прибытие (Arrival)

Не вижу смысла голосовать в данной категории и даже толком не знаю, что можно было бы обсудить. Из того, что я слышал, всё было более-менее плохо. Некоторые проблески имелись у Мартинеза, но вынести весь скор целиком тяжеловато. Вот что с людьми делает увлечение классической музыкой! На фоне опусов гениев прошлого и современных академистов подавляющее большинство саундтреков звучит слишком уж вторично и безыдейно. Я бы с большим интересом проголосовал в номинации «Лучший звук», включив туда музыку, сведение, звуковой дизайн, но из сообщников мало кто чувствует в себе силы на то, чтобы совершить компетентный выбор. «Лучшее музыкальное оформление» - это история и не про кино, и не про музыку. На Оскаре и других подобных премиях просто считают важным хоть как-то отметить работу композиторов. Они по-своему правы, но объективно музыку из «Ла-Ла Ленда» в лучшем случае можно оценить на троечку. 

Лучшие спецэффекты:

Прибытие (Arrival)
Доктор Стрэндж (Doctor Strange)
Изгой-один: Звёздные войны. Истории (Rogue One)
Книга Джунглей (Jungle Book)
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (Batman v Superman: Dawn of Justice)

В этой номинации развернулась настоящая битва! Мои личные фавориты «Прибытие» и «Доктор Стрэндж» пришли к финишу со скромным отрывом от очередной части SW. У фильма Вильнёва 7 первых мест и 6 вторых, у проекта Marvel 6 первых и 5 вторых, у «Изгоя-один» 4 первых и 5 вторых. Конечно, «Книга Джунглей» с момента первого трейлера поразила всех CG, но сам по себе проект вышел настолько заурядным и обычным, что это сказалось и на визуале. «Доктор Стрэндж» - обратный пример. Тут специальные эффекты не просто глупое мельтешение, а настоящий идейный стержень. Способность главного героя видоизменять пространство и кислотные трипы породили узнаваемый и яркий стиль. Техническая сторона «Прибытия» выгодно выделяется своим минимализмом и соответствием духу повествования. Такое случается не так уж и часто, так что победа во многом закономерна. 

Лучшие костюмы:

Любовь и дружба ( Love & Friendship)
Служанка (Agasshi)
Джеки (Jackie)
Неоновый демон (The Neon Demon)
Ла-Ла Ленд (La La Land)

Те, кто следили за прошлыми премиями Blue Swan, наверняка обратили внимание на моё скептическое отношение к данной номинации. Победа со скромным преимуществом «Love & Friendship» важна только для немногочисленных поклонников Уита Стиллмана. 

Лучшая работа художника-постановщика:

Служанка (Agasshi)
Прибытие (Arrival)
Ла-Ла Ленд (La La Land)
Неоновый демон (The Neon Demon)
Пассажиры (Passengers)

Если в «лучших костюмах» корейская «Служанка» оказалась в шаге от победы, то здесь поднялась на вершину за счёт лучшего показателя по числу вторых мест. Борьба была невероятно плотной: Сразу три фильма получили по 6 голосов, а «Неоновому демону» отдали предпочтение 5 человек. На мой взгляд, вся пятёрка получилась вполне себе приличная, но лично мне не хватает в числе номинантов «Под покровом ночи». 

Лучший независимый дебют:

Глаза моей матери (The Eyes of My Mother)
Почти семнадцать (The Edge of Seventeen)
Красная черепаха (La tortue rouge)
Кловерфилд, 10 (10 Cloverfield Lane)
Коллектор

Каждый фильм из пятёрки далёк от совершенства, но именно «Глаза моей матери» отличаются индивидуальностью и своеобразным киноязыком. Николасу Песке всего 27! Если парень научится писать хорошие сценарии, у него, определённо, есть будущее. Сравните с раннер-апом: «Почти семнадцать» напоминает сразу два десятка одинаковых фильмов о подростках, абсолютно безликая работа. «Красную черепаху» и «Коллектора» мы уже выше упомянули, а новая часть «Кловерфилда» (первая в нашем прокате называлась «Монстро») - смелое постмодернистское жонглирование жанрами, которое отличается от похожих друг на друга бэшек скорее сценарием, чем уровнем постановки. 

Лучший молодой актер:

Лукас Хеджес (Манчестер у моря)
Петр Скворцов (Ученик)
Эштон Сандерс (Лунный свет)

Редко в этой номинации удаётся встретить достойные роли, но в «Манчестере у моря» все играли действительно хорошо, включая Лукаса Хеджеса. Не знаю как сложится его карьера, ведь до проекта Лоннергана пацана мало кто воспринимал всерьёз, но в ближайшие пару лет в прокат выйдет несколько фильмов с его участием и ситуация несколько прояснится. Скворцова активно поддерживали, как мне кажется, из патриотических соображений, поэтому Эштон Сандерс и набрал в финальном этапе ровно ноль голосов. 

Лучшая молодая актриса:

Хейли Стейнфелд (Почти семнадцать)
Саша Лэйн (Американская милашка)
Эль Фаннинг (Неоновый демон)

О молодых актёрах и актрисах можно спорить вечно, так как кэп в 27 или даже 25 лет лично мне кажется смехотворным. Стоит ли номинировать несколько лет подряд Дженифер Лоуренс или Кристен Стюарт наравне с дебютантками? В этот раз обошлось без тяжёлой артиллерии. Мне из этой тройки нравится только Эль Фаннинг, но я не уверен, что она станет хорошей актрисой, привлекателен сам образ и запоминающаяся внешность, в фильме она играет картинку. С разницей в один голос Стейнфелд победила Лэйн, но обе девушки лично у меня вызывают неприязнь, поэтому воздержусь от комментариев. 

Лучшая актриса второго плана:

Мишель Уильямс (Манчестер у моря)
Лили Глэдстоун (Некоторые женщины)
Наоми Харрис (Лунный свет)
Джена Мэлоун (Неоновый демон)
Райли Кио (Американская милашка)

Мишель Уильямс появляется всего на несколько минут, но она действительно очень хороша. Лили Глэдстоун — одно из самых ярких открытий года, и это при том, что с ней вместе снялись та же Уильямс, Стюарт, Дерн. Естественно, далеко не каждый год нам удаётся собрать сильную пятёрку (или даже тройку) в каждой из номинаций. «Лучшая актриса второго плана 2016» - именно тот случай. 

Лучший актер второго плана:

Майкл Шэннон (Под покровом ночи)
Лукас Хеджес (Манчестер у моря)
Джефф Бриджес (Любой ценой)
Шайа ЛаБаф (Американская милашка)
Махершала Али (Лунный свет)

Не самая лучшая роль Шэннона, но всё равно лидер у нас достойный. Это уже второй Blue Swan на счету актёра. До этого он успел отличиться в «Укрытии». Любопытно, что Золотой глобус за лучшую мужскую роль второго плана взял Аарон Тейлор-Джонсон, сыгравший роль злодея в том же фильме, «Под покровом ночи», А Шеннон не был даже номинирован. На Оскаре, напротив, у Шеннона была номинация, но Аарон Тейлор-Джонсон в заветную пятёрку не попал. Не знаю, появились ли среди киноманов поклонники Хеджеса, но роль в «Манчестере у моря» по инерции вынесла его сразу на второе место. Если лауреат Оскара Махершала Али и номинант на Оскар Джефф Бриджес смотрятся в списке достойно, то проникновение сюда ЛаБафа лично меня забавляет. 

Лучшая актриса:

Изабель Юппер (Она)
Кристен Стюарт (Персональный покупатель)
Эмма Стоун (Ла-Ла Ленд)
Сандра Хюллер (Тони Эрдманн)
Эми Адамс (Прибытие)

Юппер — умнейшая актриса нашего времени. Верховену с ней очень повезло, сложно представить кто смог бы так же естественно сыграть главную героиню, и уж точно на это неспособны болезненно толерантные американки. Немного удивительно, что Стюарт — раннер-ап. Её справедливо критикуют за узкий диапазон эмоций, но смотрится на экране она отлично, в отличие от вечно зажатой Эммы Стоун. Хюллер стала настоящим открытием, а Эми Адамс умудрилась сняться сразу в двух отличных фильмах, постепенно таким образом утверждаясь в числе лучших актрис своего поколения. 

Лучший актёр:

Кейси Аффлек (Манчестер у моря)
Адам Драйвер (Патерсон)
Петер Симонишек (Тони Эрдманн)
Шахаб Хоссейни (Коммивояжер)
Эндрю Гарфилд (По соображениям совести)

Вот вам простая статистика: 17 человек поставили Аффлека на первое место и ещё 6 на второе, а его главный конкурент Петер Симонишек оттянул на себя всего 3 первых места и 6 вторых. Определённо, это год Кейси Аффлека. Адам Драйвер после «Звёздных войн» догадался сняться у Скорсезе и Джармуша, поэтому его воспринимают всерьёз как драматического актёра. И он действительно достаточно неплох. Хоссейни традиционно показывает высокий уровень, а вот присутствие в числе номинантов Гарфилда меня шокирует. Как только Эндрю появляется на экране, мне сразу хочется его ударить. 

Лучший актерский ансамбль:

Манчестер у моря (Manchester by the Sea)
Под покровом ночи (Nocturnal Animals)
Несколько женщин (Certain Women)
Американская милашка (American Honey)
Коммивояжер (Forushande)

В год доминирования «Манчестера у моря», чисто актёрского проекта, сложно было ожидать другого исхода. Среди мужиков выиграл Аффлек, Хеджес победил в молодняке и финишировал вторым в саппорте, Уильямс выиграла в женском саппорте. Другие хайповые новинки обошлись без сильных ансамблей. Конечно, стоит отметить, что главным соперником Кейси и компании стал «Под покровом ночи», но этому проекту почему-то в 2016 году уделяли гораздо меньше внимания, чем «Манчестеру у моря», «Лунному свету» и «Ла-Ла Лэнду». Форд очень здорово работает с актёрами, на его счету всего два фильма, но это уже очевидно: я уже выше упомянул Тейлора-Джонсона, Шеннона и Адамс, но и дебютный проект бывшего дизайнера принёс Колину Фёрту номинацию на Оскар и Золотой Глобус, а так же лидерство на вручении премии Британской академии и Венецианском фестивале. Что касается «Нескольких женщин», то лично я в восторге от отдельных женских ролей, но всё-таки фильм разделён на независимые эпизоды и тяжело говорить именно что об ансамбле. Да, все актрисы вписываются в определённую стилистику и следуют магистральной идее сценария, но при определённой доле сомнения большинство всё равно предпочтёт отдать голос за более выразительного кандидата. И если про «Американскую милашку» мне особо нечего сказать, то Фархади стабильно из года в год снимает очень хорошее актёрское кино, вспомните хотя бы «Развод Надера и Симин». 

Лучший монтаж:

Прибытие (Arrival)
Манчестер у моря (Manchester by the Sea)
Ла-Ла Лэнд (La La Land)
Неоновый демон (The Neon Demon)
Лунный свет (Moonlight)

Хороший монтаж в ушедшем году попадался нам неоднократно, за бортом оказались «Париж это праздник» и «Под покровом ночи», но в пятёрку как-то пробился «Ла-Ла Лэнд», ещё и финишировав на третьем месте. Надо признать, что в «Манчестере у моря» было несколько удачных с драматургической точки зрения монтажных склеек, а это подкупает, но если мы начинаем учитывать ещё и образность, то между ним и, например, «Лунным светом» или «Неоновым демоном» разница просто огромна. В «Прибытии» удачно сочетается формальные изыски и достаточно хитрый приём, внешне похожий на флешбеки, но на деле постепенно раскрывающий главную загадку и философскую основу фильма. Фактически идея нелинейности времени не просто разжёвана словесно, а решена именно монтажно! 

Лучший оператор:

Брэдфорд Янг (Прибытие)
Наташа Брайер (Неоновый демон)
Линус Сандгрен (Ла Ла Ленд)
Робби Райан (Американская милашка)
Джеймс Лэкстон (Лунный свет)

Увы, но лучшая операторская работа года прошла мимо номинации, так как «Сьераневада» очень долго добиралась до русскоязычной публики. Вряд ли кто-то смог бы соперничать с Барбу Балашойю, в работе которого сочеталось высочайшее техническое мастерство, новаторство и блестящая задумка. За отсутствием главного фаворита соперников легко обошёл Брэдфорд Янг. «Прибытие» вообще в визуальном плане стремится к совершенству, тут очень удачно сошлись несколько факторов, но я бы отметил ещё и неожиданно хороший «Лунный свет». Для Джеймса Лэкстона это первая серьёзная удача. Обратите внимание ещё и на то, что в пятёрке нет вездесущего Любецки, так как в 2016 он сидел дома. Ну, или рыбачил. 

Лучший адаптированный сценарий:

Под покровом ночи (Nocturnal Animals)
Она (Elle)
Несколько женщин (Certain Women)
Любовь и дружба (Love & Friendship)
Лунный свет (Moonlight)

«Под покровом ночи» - фильм отличный, но его есть за что упрекнуть. Есть в скрипте не самые продуманные эпизоды, которые отличают адаптацию от оригинала, но история всё равно получилась блестящая, эмоционально насыщенная и с достойным финалом. «Она» - кино целиком построенное на Юппер и очень провокационном сценарии. Конечно, большому кинематографу не хватает именно таких хулиганских историй, которых, я уверен, ещё достаточно припасено у Верховена. «Несколько женщин» построены по канонам короткой современной прозы и своей недосказанностью чем-то напоминают раннего Джойса. Кинематограф Рейхардт (или же новеллы Мэйл Мелой?) отличается от всего, что было создано в 2016 году, мощным и прозрачным нравственным месседжем. Другие два кандидата, на мой взгляд, здорово уступают тройке лидеров. 

Лучший оригинальный сценарий:

Манчестер у моря (Manchester by the Sea)
Тони Эрдманн (Toni Erdmann)
Патерсон (Paterson)
Персональный покупатель (Personal Shopper)
Любой ценой (Hell or High Water)

В «оригинальном сценарии» даже «Любой ценой» вполне себе ладно скроен. Это действительно интересная история, пусть и поставленная без особых претензий на искусство. Хорошая пятёрка. Победитель предсказуем, конечно, но обратите внимание на «Тони Эрдманна» - это самый смешной и самый лиричный фильм года. «Патерсон» Джармуша, кстати говоря, тоже запомнился именно что скриптом, а не режиссурой. Мне немного странно здесь видеть «Персонального покупателя», так как это обратный пример: сценарий мало чем примечателен, а в работе Ассайаса заметно стремление к изысканной деконструкции жанра. 

Лучший режиссер:

Кеннет Лонерган (Манчестер у моря)
Дэмьен Шазелл (Ла-Ла Ленд)
Келли Рейхардт (Некоторые женщины)
Том Форд (Под покровом ночи)
Оливье Ассайас (Персональный покупатель)

С перевесом в один вспомогательный голос победил Кеннет Лонерган, но у меня язык не поворачивается назвать его хорошим режиссёром. По-моему, заметно, что постановщик он очень осторожный и не слишком-то умный, его настоящая работа — писать сценарии. Шазелл, напротив, ужасно талантлив, но развернуться в мюзикле не так просто. Дэмьен, на мой взгляд, утонул в цитатах. Впрочем, парню всего 32 года, а он уже имеет Оскар за режиссуру. С интересом ожидаю его следующего фильма. Рейхардт — настоящая наследница Брессона! Минимальными средствами ей удаётся добиться максимального эффекта, она больше других преуспела в умении находить подлинную красоту в простоте. Том Форд вновь доказал, что он не просто модельер, который случайно оказался в мире кино, этот человек обладает огромным природным талантом постановщика. Лично я возлагаю на него большие надежды. «Персональный покупатель» - хорошая работа, но вряд ли она так уж выделяется в фильмографии Ассайаса, всё-таки за бортом остались Вильнёв и Бонелло, я уж не говорю про Пую. 

Лучший фильм:

1) Манчестер у моря | Manchester by the Sea | Кеннет Лонерган
2) Несколько женщин | Certain Women | Келли Райхардт
3) Тони Эрдманн | Toni Erdmann | Марен Аде
4) Прибытие | Arrival | Дени Вильнёв
5) Ла-Ла Ленд | La La Land | Дэмьен Шазелл
6) Она | Elle | Пол Верховен
7) Американская милашка | American Honey | Андреа Арнольд
8) Лунный свет | Moonlight | Барри Дженкинс
9) Патерсон | Paterson | Джим Джармуш
10) Персональный покупатель | Personal Shopper | Оливье Ассайас

Для начала упомяну тех, кому немного не хватило для попадания в десятку. На пороге лучших из лучших остановили «Под покровом ночи», хотя Форд при этом как-то умудрился попасть в пятёрку режиссёров. Мистика. Всего на один голос от него отстал корейский хоррор «Вопль». И это настоящий провал, так как На Хон-джин снял лучший жанровый фильм года. Чуть позади - «Неоновый демон» и «Любой ценой». Естественно, в топе не нашлось место и моему личному фавориту, «Сьераневаде» Кристи Пую, но это, как я уже писал выше, объясняется тем, что румынский фильм не попал в российский прокат и его долгое время никто не переводил на великий и могучий. Замечу, что моя десятка имеет целых пять совпадений с финальным общим топом. Помимо фильмов Пую, Форда и На Хон-джина из моих любимчиков предсказуемо не прошли «Париж это праздник» Бертрана Бонелло и «Три девятки» Джона Хиллкоута. Ничего удивительного в этом нет, Хиллкоута приняли без особого восторга как критики, так и зрители, а Бонелло пусть и попал как в топ Sight & Sound, так и в список «Best Undistributed Films» от Film Comment, но даже внутри нашей синефильской тусовки оказался многим не по зубам. 

«Манчестер у моря» победил с огромным перевесом: 73 балла против 47, доставшихся «Нескольким женщинам». Рядом «Тони Эрдманн» с 44 баллами. Вильнёв в очередной раз наглядно продемонстрировал, что он один из наиболее стабильных режиссёров наших дней, а его следующий проект, «Бегущий по лезвию 2049», на текущий момент является самым ожидаемым фильмом на Кинопоиске. Мне казалось, что борьба в главной номинации развернётся между «Манчестером у моря» и мюзиклом Шазелла, но звёзды сложились иначе. В целом, десятка вышла достаточно пристойная и предсказуемая, на этот раз обошлось без больших сюрпризов. При этом некоторую разницу между нашей премией и мировой профессиональной критикой легко объяснить. Например, «Лунный свет» попал в 641 список лучших фильмов года, причём 162 раза оказывался в верхней его части. Это самый впечатляющий показатель в 2016 году. Положа рука на сердце, скажите, может ли эстетская драма о чёрных геях выиграть голосование среди русскоязычных синефилов? Собирательный рейтинг criticstop10.com подсказывает, что у нашей десятки с топ-10 агрегатора получилось 6 пересечений, при этом ещё и «Патерсон» оказался бы у критиков в десятке, но ему помешал «Лобстер», снятый в 2015 году. «Американская милашка» и «Несколько женщин» финишировали на 15 и 16 месте соответственно, только «Персональный покупатель» оказался не так интересен мейнстримной кинокритике, но дело в том, что фильм Ассайаса попал в американский прокат (да и российский тоже, если уж на то пошло) только в 2017 году. Иными словами, если ничего нового вы для себя из этого отчёта не узнали, то можете попробовать обратить внимание на мои комментарии к рейтингам Sight & Sound TOP-30 2016 и Cahiers du Cinéma TOP-10 2016. Надеюсь, это поможет вам восполнить некоторые пробелы, если за 2016 годом в мире кино вы следили не слишком внимательно. 

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.