iowrus (iowrus) wrote,
iowrus
iowrus

Category:

Rotten Aparts: 100 лучших фильмов XXI века по версии 2014 года

В январе я публиковал в ЖЖ свой личный топ лучших фильмов XXI века, составленный специально для Rotten Aparts. Настало время итогового рейтинга, который в этом году основывается на 27 анкетах участниках сообщества. Напомню о некоторых особенностях голосования. В отличие от выборки 2012-го года, было принято решение не ограничиваться топ-50. За основу брали сотню, но делили её на три категории. Кино, угодившее в десятку, получили два балла. Фильмы, занявшие места с 11-го по 50-е, полтора балла. Ну, и остальные довольствуются одним баллом. К сожалению, в итоговой сотне не оказалось ни одного фильма, который бы я не посмотрел. Надеюсь, однако, что найдутся люди, почерпнувшие для себя из рейтинга что-то интересное и новое. Приступим к разбору. Будьте готовы к пересечениям по тексту с моими комментариями к личному топу.

  1. Нефть | There Will Be Blood | Пол Томас Андерсон | 2007

  2. Малхолланд Драйв | Mulholland Dr. | Дэвид Линч | 2001

  3. Древо жизни | The Tree of Life | Терренс Малик | 2011

  4. Догвилль | Dogville | Ларс фон Триер | 2003

  5. Любовное настроение | Fa yeung nin wa | Вонг Кар-Вай | 2000

  6. Белая лента  | Das weiBe Band - Eine deutsche Kindergeschichte | Михаэль Ханеке | 2009

  7. Социальная сеть | The Social Network | Дэвид Финчер | 2010

  8. Трудности перевода | Lost in Translation | София Коппола | 2003

  9. Возвращение | Андрей Звягинцев | 2003

  10. Зодиак | Zodiac | Дэвид Финчер | 2007

Как видите, не обошлось без маленьких сенсаций. Скептическое отношение к топам XXI века всегда подкреплялось простым и убойным аргументом: зачем составлять новый список, который неизбежно возглавит «Малхолланд Драйв»? Новый лидер упомянут 21 раз, причём 14 человек, включая меня, поставили его в свои топ-10. Шедевр Линча вынужден довольствоваться вторым местом, хотя его направили в топ-группу 15 человек. Соседи очень предсказуемые. В 2012-м году, когда проводилось последнее голосование нашего сообщества по современному кино, первые шесть фильмов были теми же самыми, что и сегодня. Да и «Трудности перевода» находились на восьмом месте, а Звягинцев и два фильма Финчера поднялись из второй десятки. Два слова об иерархии в самой верхней части списка: «Трудности перевода», «Возвращение» и «Зодиак» были лишь по одному разу упомянуты в числе десяти лучших участниками сообщества.

У моего топ-10 обнаружилось четыре пересечения с итоговой десяткой: «Малхолланд Драйв», «Нефть», «Догвилль», «Белая лента». В моём топ-50 были «Трудности перевода» и «Возвращение», а во второй полтинник включил «Зодиак». «Социальная сеть» мне симпатична, но находится за пределами моей первой сотни.

В целом, конечно, верхняя часть списка получилась крепкой. Неожиданному Звягинцеву я, пожалуй, даже рад. С другой стороны, в самый авторитетный рейтинг фильмов XXI века «TSPTDT: 21st Century» уже не первый год попадает в топ-10 «Русский ковчег» Сокурова, а у нас его и близко нет. Конечно, наша выборка не отражает тенденций времени, лишь указывая на отдельные вехи. Это прибавляет рейтингу объективности, но оставляет за бортом суть современного кинематографического процесса.

Пол Томас Андерсон остаётся одним из самых перспективных режиссёров нашего времени во многом за счёт способности примирить авторское и жанровое кино. Эпоха «Нового Голливуда» осталась позади, но Кубрик, Скорсезе и Коппола до сих пор остаются олицетворением серьёзных авторов, работающих в рамках студийной системы. Хороший фильм совершенно не обязан быть элитарным и недоступным произведением искусства. Пример «Малхолланд Драйв» является скорее исключением – элемент загадок, требующих расшифровки, сделал Линча популярным у любителей поп-корна, но на критиков и синефилов куда большее впечатление производит кинематографическая глубина и уникальность языка сюрреалиста. Поэтизм Кар-Вая смещает нас к полюсу эстетского артхауса. Малик, в свою очередь, отбрасывает в сторону идею баланса, он даже не пытается быть понятным, уходя с головой в чистое искусство. Ханеке последовательно отстаивает верность традициям философского постмодернистского кино, полного сложного психологизма и тёмных сторон человеческой натуры и, на мой взгляд, остаётся главным режиссёром современности.

  1. Пианист | The Pianist | Роман Полански | 2002

  2. Реквием по мечте | Requiem for a Dream | Даррен Аранофски | 2000

  3. 4 месяца, 3 недели и 2 дня | 4 luni, 3 saptamâni si 2 zile | Кристиан Мунджиу | 2007

  4. Убить Билла | Kill Bill: Vol. 1 | Квентин Тарантино | 2003

  5. Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса  | The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford | Эндрю Доминик | 2007

  6. Бесславные ублюдки | Inglourious Basterds | Квентин Тарантино | 2009

  7. Старикам тут не место | No Country for Old Men | Итэн Коэн, Джоэл Коэн | 2007

  8. Олдбой | Oldeuboi | Пак Чхан Ук | 2003

  9. Меланхолия | Melancholia | Ларс фон Триер | 2011

  10. Развод Надера и Симин | Jodaeiye Nader az Simin | Асгар Фархади | 2011

  11. Однажды в Анатолии | Bir zamanlar Anadolu'da | Нури Бильге Джейлан | 2011

  12. Охота | Jagten | Томас Винтерберг | 2012

  13. Помни | Memento | Кристофер Нолан | 2000

  14. Повелитель бури | The Hurt Locker | Кэтрин Бигелоу | 2008

  15. Хранители  | Watchmen | Зак Снайдер | 2009

  16. Матч Поинт  | Match Point | Вуди Аллен | 2005

  17. Волк с Уолл-стрит | The Wolf of Wall Street | Мартин Скорсезе | 2013

  18. Город грехов | Sin City | Роберт Родригес, Фрэнк Миллер, Квентин Тарантино | 2005

  19. Донни Дарко | Donnie Darko | Ричард Келли | 2001

  20. Слон | Elephant | Гас Ван Сент | 2003

  21. Серьёзный человек | A Serious Man | Итан Коэн, Джоэл Коэн | 2009

  22. Танцующая в темноте | Dancer in the Dark | Ларс фон Триер | 2000

  23. Внутренняя империя | Inland Empire | Дэвид Линч | 2006

  24. Начало | Inception | Кристофер Нолан | 2010

  25. Антихрист | Antichrist | Ларс фон Триер | 2009

  26. После мрака свет | Post Tenebras Lux | Карлос Рейгадас | 2012

  27. Гармонии Веркмейстера | Werckmeister harmóniák | Бела Тарр, Агнеш Храницки | 2000

  28. Выживут только любовники | Only Lovers Left Alive | Джим Джармуш | 2013

  29. Любовь | Amour | Михаэль Ханеке | 2012

  30. Скрытое | Caché | Михаэль Ханеке | 2005

  31. Туринская лошадь | A torinoi lo | Бела Тарр | 2011

  32. Драйв | Drive | Николас Виндинг Рефн | 2011

  33. Цель номер один | Zero Dark Thirty | Кэтрин Бигелоу | 2012

  34. Любовники | Two Lovers | Джеймс Грэй | 2008

  35. Убить Билла 2 | Kill Bill: Vol.2 | Квентин Тарантино | 2004

  36. Город Бога | Cidade de Deus | Фернанду Мейреллиш, Катя Люнд | 2002

  37. Амели | Le Fabuleux destin d'Amelie Poulain | Жан-Пьер Жёне | 2001

  38. Джанго Освобожденный | Django Unchained | Квентин Тарантино | 2012

  39. Стыд | Shame | Стив МакКуин | 2011

  40. Дитя человеческое | Children of Men | Альфонсо Куарон | 2006

В топ-50 уже появляется достаточно много работ, которые я готов отнести к условной категории «кинематографа будущего». Конечно, это «Туринская лошадь» и «Гармонии Веркмейстера» Тарра, «После мрака свет» Карлоса Рейгадаса и «Внутренняя империя» Дэвида Линча. Отчасти это относится и к единственной, попавшей в итоговый протокол, работе Джейлана «Однажды в Анатолии». Мало кто сегодня способен расширить границы киноискусства. Среди этих людей нет ни одного, кто мог бы сделать новый язык доступным для масс. Да и нужно ли это?

В полтиннике хватает мэйнстрима, особенно пугает 11-е и 12-е места. Неплохие фильмы, которые, попав в десятку, сделали бы её хуже. Удивляет и высокая позиция «Донни Дарко». Единственный действительно хороший фильм Нолана, к счастью, опережает «Начало» и даже стоит чуть выше первого нетривиального блокбастера в истории кино, «Хранителей» Зака Снайдера. Ужасно много Тарантино, хотя этого стоило ожидать, и только две работы Анти-Тарантино (это, конечно, относится к Ханеке). Сразу три фильма Триера по первому приближению намекают на дефицит новых имён в фестивальной тусовке, способных привлечь к себе внимание. Тут всё просто: на Кинопоиске у фильма Рейгадаса в сто раз меньше оценок по сравнению с «Меланхолией», хотя мексиканец – подлинный новатор, а слава датчанина во многом сопряжена с чередой скандалов. Причина такого положения вещей очевидна: сложный артхаус мало кому интересен, о его существовании никто толком не знает, а ключевые имена на слуху, разве что, у специалистов.

Только один румынский фильм в полтише – это, конечно, нонсенс. Строго говоря, в XXI веке не было ни одной столь же значимой «новой волны». «4 месяца, 3 недели и 2 дня» в прошлой выборке пробился в топ-10, но и сейчас Мунджиу расположен достаточно высоко. «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую остановилась в шаге от полтинника – на 51-м месте. Ещё одна работа Мунджиу оказалась на 68-й позиции.

Прямой конкурент «Нефти» попал лишь на 17-е место. «Старикам тут не место» концептуально продолжает традицию независимого кино, доступного широкому кругу зрителей. Пожалуй, к ним можно добавить и работу Доминика: «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса».

Ещё я хотел бы отметить две отличных классических драмы. В первую очередь, конечно, «Развод Надера и Симин». Другой замечательный пример – «Охота» Томаса Винтерберга. Традиционный социально-психологический кинематограф оказался близок и критикам, и даже посетителям портала imdb. Напомню, что Фархади попал в мою личную десятку.

  1. Смерть господина Лазареску | Moartea domnului Lazarescu | Кристи Пую | 2005

  2. Укрытие | Take Shelter | Джефф Николс | 2011

  3. Дом терпимости | L’Apollonide (Souvenirs De La Maison Close) | Бертран Бонелло | 2011

  4. Один и два | Yi yi | Эдвард Янг | 2000

  5. Герой | Ying xiong | Чжан Имоу | 2002

  6. Человек, которого не было  | The Man Who Wasn't There | Джоэл Коэн, Итан Коэн | 2001

  7. Табу  | Tabu | Мигел Гомиш | 2012

  8. Платформа  | Zhantai | Цзя Чжанкэ | 2000

  9. Весна, лето, осень, зима... и снова весна | Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom | Ким Ки Дук | 2003

  10. Большой куш | Snatch | Гай Ричи | 2000

  11. Сука-любовь | Amores perros | Алехандро Гонсалес Иньярриту | 2000

  12. Мастер | The Master | Пол Томас Андерсон | 2012

  13. Госфорд Парк | Gosford Park | Роберт Олтмен | 2001

  14. Темный рыцарь | The Dark Knight | Кристофер Нолан | 2008

  15. Ограбление казино | Killing Them Softly | Эндрю Доминик | 2012

  16. Чёрный лебедь | Black Swan | Даррен Аронофски | 2010

  17. Властелин колец: Две крепости | The Lord of the Rings: The Two Towers | Питер Джексон | 2002

  18. За холмами | Dupa dealuri | Кристиан Мунджиу | 2012

  19. Жизнь Адель | La vie d'Adele - Chapitres 1 et 2 | Абделатиф Кешиш | 2013

  20. Унесённые призраками | Sen to Chihiro no kamikakushi | Хаяо Миядзаки | 2001

  21. Человек без прошлого | Mies vailla menneisyyttä | Аки Каурисмяки | 2002

  22. Крупная рыба | Big Fish |Тим Бёртон | 2003

  23. Престиж | The Prestige | Кристофер Нолан | 2006

  24. Трудно быть Богом | Алексей Герман | 2013

  25. Милая Фрэнсис  | Frances Ha | 2012

  26. Мир | Shijie | Цзя Чжанкэ | 2004

  27. Корпорация «Святые моторы» | Holy Motors | Леос Каракс | 2012

  28. 21 грамм | 21 Grams | Алехандро Гонсалес Иньярриту | 2003

  29. Остров проклятых | Shutter Island | Мартин Скорсезе | 2009

  30. Воспоминания об убийстве | Salinui chueok | Пон Чжун Хо | 2003

  31. Отвязные каникулы | Spring Breakers | Хармони Корин | 2012

  32. Пианистка | La Pianiste | Михаэль Ханеке | 2001

  33. Натюрморт | Sanxia haoren | Цзя Чжанкэ | 2006

  34. Гравитация | Gravity | Альфонсо Куарон | 2013

  35. Елена | Андрей Звягинцев | 2011

  36. Таинственная река | Mystic River | Клинт Иствуд | 2003

  37. Предложение | The Proposition | Джон Хиллкоут | 2005

  38. Властелин колец: Возвращение Короля | The Lord of the Rings: The Return of the King | Питер Джексон | 2003

  39. Полночь в Париже  | Midnight in Paris | Вуди Аллен | 2011

  40. Венди и Люси | Wendy and Lucy | Келли Райхардт | 2008

  41. Залечь на дно в Брюгге  | In Bruges | Мартин МакДона | 2008

  42. Она | Her | Спайк Джонз | 2013

  43. Вальс с Баширом  | Vals Im Bashir | Ари Фольман | 2008

  44. Советник | The Counselor | Ридли Скотт | 2013

  45. Поговори с ней | Hable con ella | Педро Альмодовар | 2002

  46. Властелин колец: Братство кольца | The Lord Of Rings: The Fellowship Of The Ring | Питер Джексон | 2001

  47. Отступники | The Departed | Мартин Скорсезе | 2006

  48. 12 лет рабства | 12 Years A Slave | Стив МакКуин | 2013

  49. Мечтатели | The Dreamers | Бернардо Бертолуччи | 2003

  50. Синдромы и столетие | Sang sattawat | Апичатпон Вирасетакун | 2006

Во втором полтиннике появляется сразу три фильмам Цзя Чжанкэ. Именно китаец наряду с Апичатпоном Вирасетакуном, чьи «Синдромы и столетие» с трудом попали в сотню  лучших, чаще других называется в числе режиссёров, расширяющих инструментарий кинематографа. Неожиданно низко оказалось «Табу», победитель Blue Swan 2012, виртуальной премии, вручающейся участниками нашего сообщества лучшим фильмам года. Нашлось место и авангардному «Holy Motors», смелой и весёлой вещице. Настоящее троллинг-муви для пожирателей поп-корна.

Нельзя обойти вниманием фильмы, не попавшие в итоговую сотню. Третий полтинник приютил несколько по-настоящему значимых арт-фильмов: две новаторские работы Рейгадаса («Безмолвный свет», входящий в мой топ-10, и «Битву на небесах»), поэтичную смесь постановки и документалистики «Юность в движении» Кошты, остроумное и минималистичное «Прибежище дракона» Цай Минляна. Думаю, что «Отчуждение» Джейлана или «Русский ковчег» Сокурова тоже придали бы рейтингу более серьёзный вид. А уравновесить их мог бы ироничный «Клык» Йоргоса Лантимоса. Про последний фильм великого шведа («Сарабанда» Бергмана) и говорить нечего. Их место занял беззубый мэйнстрим: тут «Властелин колец» пролез всеми тремя частями, и нолановский «Престиж» пригрет вместе с худшим фильмом МакКуина («12 лет рабства»). Некоторое жанровое кино тоже могло бы пройти в сотню. «Прощай, детка, прощай» ничем не хуже «Предложения» или «Таинственной реки».

Предсказуемо топ остался без новинок, большинство сдавало анкеты до выхода фаворитов 2014-го года производства в прокат или даже сознательно не включали их в свои сотни. Ближе всего было «Отрочество», но думаю, что «Бёрдмэн», «Одержимость» и «Отель "Гранд Будапешт"» тоже легко попадут в число избранных в следующий раз. Хорошие шансы есть и у «Зимней спячки», учитывая высокое место «Однажды в Анатолии».

Наверное, XXI век не так уж и плох. Высокая концентрация шедевров великих авторов в 60-е и 70-е не должна мешать нам трезво оценивать значимость кинематографических открытий нашего времени. Техническая революция привела к значительному снижению бюджетов независимых фильмов. Да и серьёзное кино, доступное лишь жителям крупных городов, проникло в сеть. Все условия для создания и распространения новых шедевров уже созданы, и это позволяет смотреть с оптимизмом в будущее.
Tags: a band apart, rotten aparts, списки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments