iowrus (iowrus) wrote,
iowrus
iowrus

Categories:

Март, 2014: Гамлет

Месяц прошёл под именем известнейшего персонажа одноимённой пьесы великого английского драматурга. Прочёл пьесу в переводе Лозинского. Мне у Шекспира больше всего нравился «Макбет», а «Гамлета» я читал давно. Сейчас даже не знаю, что предпочёл бы. Прекрасная пьеса, чего уж там. Был в восторге от экранизации Козинцева, но и Лоуренс Оливье оставил приятное впечатление. Ходил на авангардную постановку Фокина – трэшак, конечно, знатный. В апреле успел уже прочесть пьесу Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», чуть позже доберусь и до экранизации. В мае пойду на премьеру «Гамлета» в Мастерскую. Думаю, в ближайшие пару месяцев мне предстоит ознакомиться немного подробнее с наследием Шекспира.

Кино

Гамлет (1964) Григорий Козинцев – 9. Сложная эстетская адаптация. Визуально совершенная. Однако больше всего поражает уровень актёрской игры. Удивительно, но тут все персонажи сыграны безупречно. Конечно, при большом желании мы можем покритиковать Смоктуновского за такую интерпретацию Гамлета, если образ не соответствует каким-то нашим представлениям о датском принце, но объективно – это выдающаяся трактовка. С одной стороны, для Козинцева характерен уклон в психологизм, но помимо глубины фильм разрастается и вширь за счёт элементов политического триллера, что прибавляет истории эпичности. Мне нравится такой «Гамлет». Конечно, не обошлось без минусов. Шостакович здесь упакован в рамки «музыки для кино», хотя мы хорошо знаем, на какие высоты способен выдающийся советский композитор. Сокращения достаточно логичны, но, к примеру, сцена с цветами Офелии хоть и включена в фильм, но потеряла всякий смысл – вместо шекспировского символизма эпизод окрашен в тона обычного сумасшествия. Досадная ошибка. Впрочем, режиссёр всё равно очень близок был к тому, чтобы создать идеальную экранизацию пьесы.

Париж, Техас / Paris, Texas (1984) Вим Вендерс – 9. Приятный во всех отношениях Вендерс. Казалось бы, слово «приятный» мало уместно для фильма, которому ставишь девять баллов, да? И всё же, это действительно весьма приятное кино. По-моему, история развалившейся семьи очень здорово гармонирует с атмосферой фильма. Серьёзно, мне даже не за что его упрекнуть. Во время долгожданного диалога мужа с женой понимаешь, что здесь бергмановская глубина и надрыв были бы даже не уместны. Причём, об этом обязательно следует упомянуть, история здорово втиснута в оригинальный сценарий, ловко манипулирующего вниманием зрителя. Сам не замечаешь того, как увлекаешься сюжетом, несмотря на сдержанный темп повествования. Понимаю людей, готовых выставить этому фильму десятку. Кажется, пришло время пересматривать «Небо над Берлином», который меня когда-то ужасно раздражал.
                                                        
Underground / Андерграунд (1995) Эмир Кустурица - 8. Осознаю, что это звучит дико, но у меня до марта не было ни одной выставленной оценки фильмам Кустурицы. И дело не в том, что я, как обычно, просто поленился, нет. Кажется, я смотрел у него два фильма, но это было ещё до увлечения кинематографом. Даже сюжеты толком не помню. Предвкушал интересный опыт, а режиссёр оправдал мои ожидания. Очень тонко всё сделано. Отмороженные бандиты, по воле случая оказавшиеся антифашистами, по-хеллеровски остроумно превращают войну в сюр. Война и смерть через призму чёрного юмора в нужный момент уступают место человеческой и государственной трагедии. Чисто феллинивский катарсис в финале очень естественен. Эпичная модерновая махина, не без недостатков, но обязательная к просмотру.

Пианино / The Piano (1992) Джейн Кэмпион – 8. Образцовый пример кинолитературы. Сложно поверить в то, что это оригинальный сценарий, а не адаптация: классическая структура, психологическая глубина персонажей – это просто праздник какой-то. Выходит, что у Кэмпион есть большой талант. Ну, и, безусловно, перед нами редчайший пример того, как современная музыка удачно вписана в контекст истории XIX века. Минусы фильма – продолжение его плюсов. Здесь нет оригинального монтажа или выдающейся операторской работы, нет разговора со зрителем на языке кино.

Великая красота / La grande bellezza (2013) Паоло Соррентино – 8. [рецензия]

Хэвон – ничья дочь / Nugu-ui ttal-do anin Haewon (2013) Хон Сан Су – 7. [рецензия]

Гамлет / Hamlet (1948) Лоуренс Оливье – 7. Классическая экранизация. Конечно, несколько старомодная. Оливье включает в фильм монолог об актёрской игре, сам старается выглядеть прилично, но как режиссёр почему-то не следует этим принципам. Много перегибов и неестественных эмоций. Офелия и дядя-король откровенно слабые. Экранизация кажется немного поверхностной по сравнению с первоисточником. Режиссёрская интерпретация очень осторожна, сокращения уместны за некоторыми оговорками, то есть всяко это неплохой вариант для школьника, позволяющий закрепить материал. Универсальный «Гамлет», впрочем, вряд ли шибко близкий современному зрителю. Наверняка Том Стоппард видел фильм Лоуренса Оливье!
                                                   
Вторжение титанов / Shingeki no Kyojin (2013) Тэцуро Араки – 7. [рецензия]

Филомена / Philomena (2013) Стивен Фрирз - 6. [рецензия]

Внутри Льюина Дэвиса / Inside Llewyn Davis (2013) Итан Коэн, Джоэл Коэн – 6. [рецензия]

5 сантиметров в секунду / Byôsoku 5 senchimêtoru (2007) Макото Синкай – 6. Этот анимационный фильм лучше всего характеризует его название, за которым скрывается скорость падения лепестков сакуры. Видимо, это лучший фильм Синкая. Романтическая безделушка о подростках для подростков. Для такого формата, наверное, небанальная реализация.

Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive  (2013) Джим Джармуш – 6. [рецензия]

Сад изящных слов / Koto no ha no niwa (2013) Макото Синкай – 5. Непритязательное романтическое аниме для девочек. Мило, конечно, но как-то не очень внятно. Ещё и хронометраж – 45 минут. Больше похоже на неплохую студенческую работу.

Настоящий детектив / True Detective (2013) Кэри Фукунага – 5. Не уверен в том, что стоит писать на этот сериал рецензию. Всё, что в нём есть запоминающегося – это красивый оппенинг и игра Макконахи. Это финчеровский «Зодиак», растянутый из полнометражного фильма на восемь часовых телевизионных эпизодов. «Настоящий детектив» страдает типичными сериальными болезнями, главная из которых - очень неровный сценарий. Каждое более-менее значительное событие утопает в десятках минут сущей чепухи, не работающей во благо продвижения истории. Расписываюсь в полном непонимании причин популярности сериала, мне о нём сказать нечего.

Захватывающее время / The Spectacular Now (2013) Джеймс Понсольдт – 5. [рецензия]

Холодное сердце / Frozen (2013) Крис Бак, Дженнифер Ли – 5. [рецензия]

Глория / Gloria (1980) - Джон Кассаветис – 5. Слабый сценарий, крепкая роль Роулендс и ужасная игра второго ключевого актёра – мальчика. Его судьба в кино незавидна: за эту роль он получил Малину и больше никогда не снимался. Как эта тоскливая мелодрама умудрилась взять главный приз в Венеции, разделив его с «Атлантик-сити» Луи Маля?

Поймать вора / To Catch a Thief (1955) Альфред Хичкок – 5. Невероятно пошлое использование музыки, наивный монтаж, бестолковая гламуризация. Самый слабый фильм Хичкока из виденных мной. Посредственно и глуповато.

Фонтан / The Fountain (2006) Даррен Аронофски – 4. Претенциознейшая херня, но, кажется, рассчитанная на широкий круг зрителей. Унылое сочетание глупости и мелодраматичности. Наверное, что-то в этом духе следует ожидать от Малика, если у него отберут Любецки, но заставят сотрудничать со сценаристом, клепающим мыльные оперы.

Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead (2004) Зак Снайдер – 4. Какая-то дико вторичная байда на тему зомби. Никому не нужный коктейль из штампов то раздражает, то вгоняет в сон, что смерти подобно для этого жанра. Ближе к середине фильма я понял, что точно когда-то его смотрел, но даже если вы по какой-то причине обошли «Рассвет мертвецов» стороной, то при просмотре вас не будет отпускать ощущение дежавю. Пустая трата времени.

Театр

«Все мы прекрасные люди» (Юрий Бутусов, театр им. Ленсовета). Юрий Бутусов ставит в Ленсовета Тургенева? Это должно быть, как минимум, любопытно. В итоге же, после спектакля невольно задаёшься вопросом, чем же бутусовский Тургенев отличается от бутусовского Шекспира или Чехова? Совсем недавно ходил на «Макбет. Кино», где можно встретить те же самые режиссёрские приёмы. Поп-музыка в сочетании с интеллектуальной электроникой, роком и даже академическим авангардом служат не только саундтреком к сценической вакханалии – это зеркало режиссуры. Готов биться об заклад, что любимое блюда Бутусова – винегрет. При этом первая половина спектакля имеет очень ясную структуру. Сюжет удачно вписан в сценографию. Можно совершенно ничего не знать о первоисточнике, история подаётся не в виде бессвязных обрывков, а линейно и подробно. Некоторые фрагменты – жемчужины театрального авангарда. Второй акт – феерия альтернативных эпизодов. Мы наблюдаем сцены, построенные вокруг текста, произнесённого в первом акте, но уже в новых обстоятельствах. Сам Бутусов сделал этот приём заезженным. Даже не знаю, чем это можно оправдать? Умелым перевоплощением актёров в бесконечных повторах? Так этого нет! И хуже всех Анна Ковальчук. Впрочем, были и те, кто приятно удивил. Например, Сергей Перегудов. Уверен, ему не избежать номинации на «Золотую маску». Про содержание и режиссёрские акценты, наверное, и нет большого смысла говорить. Тут совсем уж мало от пьесы. Иными словами, спектакль вышел очень интересный, всяко лучше, чем «Макбет. Кино», но если урезать его до двух часов, то от этого выиграли бы все. Убрать повторы и болтовню о «любить двух разом» - получилась бы практически идеальная авангардная трагикомедия.

«Вишнёвый сад» (Юрий Цуркану, Русская антреприза). Немного архаичный театр. Спектакль чеховский, ни разу не авторский. Может, это и к лучшему? Хороший вариант для старшеклассников. Попова, в принципе, неплохая Раневская, если, конечно, мерить её линейкой Русской Антрепризы.

«Палата номер шесть» (Влад Фурман, Русская антреприза). А это уже интереснее! Постановка худрука Влада Фурмана – серьёзная режиссёрская работа. Усложнённая сценография и любопытные аудиальные находки. У меня есть претензии к авторской трактовке. Несколько комичное и упрощённое видение чеховской повести вызывает у меня двоякие чувства. Не считаю удачным перекрой героев оригинала на фурмановский лад. Или это стоит отнести в претензии к актёрскому составу? Точно не знаю. В том, что касается содержания, строго говоря, постановка сомнительна, а по форме очень любопытна. Явно у театра есть потенциал. Попробую ещё что-нибудь там посмотреть.

«Гамлет» (Валерий Фокин, Александринский театр). Авангардисты любят поиздеваться над Шекспиром, но не у всех получается сделать это с должной степенью остроумия. «Гамлет» в Александринке - типичный этому пример. Дикая эпатажность, к сожалению, ничем не обоснована. Вектор смысловых искажений от меня ускользает. У спектакля нет какого-то идейного фундамента. Это не похоже на попытку взглянуть на пьесу Шекспира под новым хулиганским углом зрения. Сценический хаос, честно говоря, утомителен и однообразен. Далеко не самая удачная работа Фокина.

Концерты и музыкальный театр

Гала-концер (дирижёр: Валерий Гергиев). Концерт-оборотень! Была заявлена изначально Нина Штемме с гала-концертом. Если кто не знает, это одна из самых востребованных вагенровских сопрано на сегодняшний день. Потом концерт превращается в Вагнер-гала. С новыми правилами возврата билетов (за две недели до концерта, если мне не изменяет память), возникает забавная ситуация: что именно будет в программе, кто исполнит – ничего не известно. Театру удалось до конца сохранить интригу и в вечер перед событием ошарашить вагнерианцев Римским-Корсаковым, приперчив его сверху щепоткой симфонических фрагментов из опер Вагнера. Жалко, что театром де-факто никто не управляет. Только инвалиды умственного труда могли до такого додуматься. Такое происходит уже не в первый раз. Выгнать всех к чёрту, пусть улицы метут. Концерт, кстати, вышел вполне ничего.

Девятая симфония Бетховена (дирижёр: Михаэль Гюттлер). Скверная традиция Мариинки заманивать симфоническими глыбами слушателей на новую сцену мне кажется абсурдной, учитывая факт существования прекрасного концертного зала МТ3. Понятно, что акустика не оптимальна, но мест-то в МТ2 больше, чем в МТ3. Видимо, этим руководствуется администрация театра. Исполнение, несмотря на говорящую фамилию дирижёра, нельзя назвать выдающимся и солисты не ахти. Крепкий середняк, не портящий впечатление от шедевра великого немецкого композитора.

Игрок (музыка: Сергей Прокофьев, дирижёр: Павел Смелков, постановка: Темур Чхеидзе, Мариинский театр). Здорово, что такие вещи можно периодически услышать в Мариинском театре. Ранняя опера Прокофьева с элементами экспрессионизма, конечно, далека от звания безусловного шедевра, но строго говоря – это глоток свежего воздуха на фоне консервативного репертуара. Честно говоря, уже не помню, кто понравился из солистов, но общее впечатление от постановки и исполнения были скорее приятными, хотя понятно, что по всем параметрам это средний спектакль.

Евгений Онегин (музыка: Петр Чайковский, дирижёр: Заурбек Гугкаев, постановка: Юрий Темирканов, Мариинский театр). Легендарная классическая постановка Темирканова, конечно, на фоне нового «Онегина» выглядит несколько архаичной. Ну, и ладно. Во всяком случае, она точно должна радовать зрителей, редко посещающих оперу. Удивила Татьяна Рягузова. Не уверен, что она идеальная Татьяна, но голос её впечатляет. Хотелось бы с ней ещё что-нибудь услышать.

Анна Каренина (театр балета Бориса Эйфмана). Совершенно неожиданный сюрприз. Великолепный балет! В нём много драматизма и человеческих эмоций – следствие хореографии Эйфмана. Это не какая-то искусственная конструкция, режиссёру удалось вдохнуть в танец жизнь. А ещё у меня всегда вызывает восторг, когда технологии работают во благо искусства. Здесь шикарно поставлен свет, с помощью которого создателям спектакля удаётся не только дать зрителю насладиться визуальными изысками, но и правильно расставить акценты. Сцена с Анной, пролезшей в «параллельную реальность», одно из самых сильных балетных впечатлений, а разукрасить это сюрреалистичное полотно помог индустриальный эмбиент, что тоже удивительно. Минус спектакля – отсутствие оркестра. Танец под запись оставляет всё-таки впечатление, что пришёл скорее на шоу, чем на балет. В чём причина такого подхода? Организационные издержки, требования к визуальной составляющей (иногда в театре наступала полная темнота!), сложности с индустриальными вставками в оркестровую музыку или что-то ещё – не знаю. Я не против такого шоу, всеми руками за, но его нужно облагораживать живой музыкой. «Анна Каренина» – это то, что не стыдно показать иностранцам или знакомым, заглядывающим в театр раз в 10 лет. Отличная возможность проникнуться русским современным балетом.
Tags: Гамлет, месячные
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments