iowrus (iowrus) wrote,
iowrus
iowrus

Category:

Нимфоманка: Часть 1 / Nymphomaniac (2013) Ларс фон Триер

Посмотрев трейлер «Нимфоманки», жена сообщила, что не отпустит меня на такую порнуху. «Поставь семёрку, всё равно никто не узнает, что ты его не видел». Впрочем, выбравшись тайком в кинотеатр, я достаточно быстро для себя уяснил, что смотрю комедию, в которой все эти ваши непотребства играют фоновую роль. Хорошо это или плохо? Сложный вопрос. Чего именно ожидаете от Триера лично вы: забористой порнушечки, эпической расстановки всех точек над i в вопросах сексоголизма или просто киносборник эротических рассказов с юморком?

Конечно, «Нимфоманка» - это не порнофильм. Тут много откровенных сцен, спору нет. Современного зрителя такими вещами не удивишь. Ну, отстрочила главная героиня незнакомому человеку в поезде, было дело. Вот только режиссёр в многочисленных эпизодах совокупления не пытается вызвать у мужской части зрительного зала стояк, скорее уж смех. И у него это здорово получается. Начало фильма, казалось бы, к этому не очень располагает: одинокий стареющий еврей-антисионист со странным именем Селигман (Стеллан Скарсгард) натыкается посреди ночи в переулке на избитую женщину. Как выяснится позже, зовут её Джо (Шарлотта Генсбур). Джо наотрез отказывается от вызова скорой и полиции, но изъявляет при этом желание выпить чаю с молоком. Селигман не отказывает, приводит незнакомку домой и между ними, разумеется, завязывается беседа. Джо настаивает на том, что она де плохой человек, делая при этом упор на своей «нимфомании». В качестве доказательства начинает рассказывать историю становления Великой Грешницы, ограничиваясь, впрочем, пятью байками из своей жизни. Первый же рассказ-аргумент вызывает у хозяина дома некоторое недоумение, ведь история пронизана тонким юмором и не содержит в себе какой-то убедительной базы для такого самобичевания. Сам Селигман, кстати, тоже знает толк в хороших шутках, вызывая своими аналогиями волны хохота в кинозале. Когда, например, Джо рассказывает о своём первом опыте (юную героиню, кстати, играет Стэйси Мартин) и упоминает о том, что ей от Джерома (Шайа ЛаБаф) «достались» лишь три фрикции спереди и пять сзади, то Селигман с нездоровым восторгам подмечает, что «3» и «5» – это числа Фибоначчи. Затем он, опытный рыбак, сравнивает подготовительный этап Джо и её подруги к игре в пригородном поезде «кто больше трахнет пассажиров до конечной станции?» с «обходом реки» и воодушевлённо бормочет о каких-то рыболовных крючках «нимфа». Своего апогея фильм достигает к истории о мужике, ушедшем зачем-то к Джо от жены (Ума Турман) и детей. Иногда режиссёру удаются очень удачные эпизоды, где, казалось бы, страшные вещи выглядят очень смешно. Жаль только, что хороший чёрный юмор находится вне какого-либо контекста.

Дело в том, что в «Нимфоманке» присутствует ряд весьма серьёзных эпизодов. Во время их просмотра зритель, видимо, должен вспомнить о словах главной героини, пообещавшей нам «длинную и нравоучительную историю». От бергмановщины и «простых истин» режиссёр равноудалён, зато во всей красе перед нами предстаёт типичная триеровская придурковатость. Датчанин на территории сложного психологического кино обескураживающе неубедителен. Триер, конечно, не мыслитель и уж тем более не моралист. Ему нравится изумлять, шокировать, но в образе проповедника датчанин неминуемо бледнеет на фоне мэтров европейского социально-психологического кино. Попытки старины Ларса связать забавные и «поучительные» (ну-ну) эпизоды из жизни Джо в какую-то удобоваримую историю терпят крах. Вы когда-нибудь смотрели КВН или что-нибудь в этом духе? Наверняка знаете, что там часто выступление команды состоит из простого набора шуток, плохо связанных между собой. Так вот, если у них там это может быть и уместно, то кино такую рыхлую субстанцию представлять собой не должно. В чём же основная причина такой идейной ходульности новой работы, безусловно, выдающегося автора современного европейского кино? Достаточно взглянуть на название. Изначально «Нимфоманка» - это кинополотно длиною в пять с лишним часов. Продюсеры решили не только разделить фильм на две части, следуя веяниям прокатной моды, но и изрядно их подрезать. Замечу, что фильмы для школьников со спецэффектами не боятся выпускать с хронометражем под три часа. Как так? Итог всего этого безобразия – дисклеймер перед просмотром, заставляющий нас крепко задуматься: монтаж конечной версии происходил без непосредственного участия режиссёра. Возможно, этим объясняется нелепость и скомканность последней байки Джо? Даже финальная сцена первой части подходит для завершения фильма ничем не лучше, чем любая другая. До выхода полной режиссёрской версии остаётся только гадать, получилось ли у Триера создать полноценный эпик, как он и задумывал, но, очевидно, что «Нимфоманка: Часть 1» какой-то особой ценности в таком контексте не имеет.

Продюсерским произволом проблемы не ограничиваются. Фильм сделан с претензией на оригинальность, но, как и обычно это бывает у Триера, такой винегрет немного отдаёт безвкусицей. Ручная съёмка сменяет плавные пролёты, Rammstein уступает место Баху. Что-то снято в цвете, что-то в ЧБ. Отсутствие стилистического единства, как некий концептуальный ход, вряд ли здесь уместен – «Нимфоманка», строго говоря, один из самых доступных проектов датчанина. Шуточная форма не вызывает желания довольно цокнуть языком. Возникающие на экране циферки и графики не раздражают, но знаете, что мне это напоминает? Безудержное желание в общественном месте показать язык или скорчить гримасу. Нескончаемый, чисто триеровский выпендрёж. Как к этому относиться – решайте сами.
                                                               
Если создателей коммерческих многобюджеток в духе «Хоббита» можно простить за сериальную структуру их проектов, то в случае с Триером такой подход не вызывает ничего, кроме недоумения. Оценивать подобный обрубок всерьёз слишком сложно. «Нимфоманке» ещё только предстоит стать фильмом. У кого хватит терпения, те, рано или поздно, доберутся до режиссёрской версии. Вот тогда и обсудим, снял ли Триер на этот раз что-то стоящее или же за чередой скандалов и дутых сенсаций скрывается теряющий хватку автор. 
Tags: Триер, кино 2013
Subscribe

  • Апрель, 2016: Прокофьев

    К 125-летию Прокофьева художественный руководитель Мариинского театра подготовил колоссальный прожект: на трёх сценах МТ были исполнены все оперы,…

  • Март, 2016: Вирасетакул

    Мейнстримная критика убеждена, будто лучшим экранным приключением прошлого года стал «Безумный Макс». Хорошо, быть может, так оно и есть,…

  • Февраль, 2016: Хейнс

    Выбрать персону месяца оказалось не так легко. С одной стороны, больше всего времени я провёл, получается, с Гергиевым, но какого-то нового опыта из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments